Удивительные возможности новорожденного

Почему-то в обществе стойко укоренилось мнение, что новорожденный ребёнок – существо очень слабенькое, неприспособленное, сомнительной жизнестойкости. К тому же неспособное ни к каким формам социального поведения. Так ли это? Давайте подумаем.

Новорожденный ребёнок наделён природой целым комплексом приспособительных механизмов, обеспечивающих его выживание как биологического вида. Это целый комплекс рефлексов, позволяющих ему с первой секунды после рождения обеспечивать свою жизнедеятельность – дышать, ползти в поисках груди, сосать и глотать, хвататься и удерживаться на маме. Также он в той или иной мере способен пользоваться всеми пятью органами чувств. Наиболее сильно развито обоняние – оно помогает крохе безошибочно отличать свою маму, находить на её теле источник питания. Ориентированный на восприятие сладкого вкус помогает малышу сохранять единственно подходящую ему молочную диету. Чувствительность кожи позволяет мозгу вовремя среагировать на угрозу повреждения, на дискомфортный температурный режим и другие опасности. Слух помогает выделить мамин голос из остальных, различить мирные и угрожающие интонации и звуки. Даже зрение, казалось бы слабо развитое, идеально способствует адаптации детёныша в новой обстановке – он не видит практически ничего: постепенное дозревание зрения даёт возможность нервной системе плавно перейти от полного отсутствия зрительных образов до их невероятного разнообразия. Относительно сфокусировать взгляд малыш может лишь на расстоянии 20-30 см – расстоянии от лежащего на руках ребёнка до глаз мамы.

Физиологические возможности новорожденного фантастичны! Выдержать нагрузки, пропорциональные тем, что нормально переносит ребёнок в родах, взрослый человек не сможет. Например, во время схваток ребёнка со всех сторон сдавливает сила примерно 50кг, т.е. в 12-17 раз больше его собственного веса!

Девять месяцев температурный режим малыша постоянный - приблизительно 37 градусов. Неизвестно, где придётся ему родится – близ экватора или за полярным кругом. Природа предусмотрела это, дав ему возможность с лёгкостью принять любой перепад температур. «У финнов и русских, например, ребенок рождался (и жил затем целую неделю) в бане, где температура могла быть плюс 50 градусов. Считалось, что в такой жаре, где все ткани тела становятся мягкими, очень легко проходят роды. А тунгуски, например, нередко разрешались от бремени во время перекочевки, под открытым небом и при сорокаградусном морозе. У них рождение ребенка вообще не считалось событием, а простым физиологическим актом, к нему поэтому заранее не готовились, и часто никто не помогал матери при родах. Новорожденный выдерживал и жару, и свирепый холод. Диапазон температур -- 90 градусов.» (Б. и Л. Никитины «Мы и наши дети»).

До трёх недель после рождения ребёнок способен существовать при крайне скудном питании. Даже считанных капель из материнской груди достаточно, чтобы поддерживать в нём огонёк жизни. Ужасная трагедия в одном из западных роддомов стала случайным поводом для подтверждения жизнестойкости новорожденных: только через шестеро суток удалось вызволить деток из-под развалин. Все они были живы!

А гуттаперчивость?! Малыш настолько гибок, что с лёгкостью выполняет самые невероятные асаны бэби-йоги. Едва ли вам удастся что-то ненароком повредить ему :-). Головка тоже существенно защищена от повреждений достаточно большим объёмом внутричерепной жидкости и родником, которые амортизируют в случае падения.

Кроме чисто биологических свойств, новорожденный обладает механизмами специфического человеческого реагирования на других людей, не обнаруженными в животном мире. Человек изначально социален!

Рене Спитц, французский исследователь, в своих опытах продемонстрировал, что новорожденный реагирует не на отдельные части лица окружающих людей, а на определённое соотношение этих частей, соответствующее конкретному эмоциональному состоянию взрослого. Таким образом, выразительная мимика взрослого информативно воспринимается ребёнком задолго до развития у него способности выделять отдельные формы, размеры, цвета.

Обнаружено, что уже с первых дней малыш специфически двигается в соответствии с ритмом обращенной к нему речи. Оказалось, что взрослый, говорящий с ребёнком, совершает аналогичные микродвижения, более того, ритмы движений малыша и взрослого совпадают. Этот феномен получил название синхронного взаимодействия.

Ещё один потрясающий факт – новорожденный способен подражать! Малыш открывает рот, высовывает язык, широко раскрывает глаза в тот момент, когда взрослый, обращённый к нему, производит аналогичное действие.

Яркой иллюстрацией специфического человеческого реагирования является улыбка новорожденного на звук человеческого голоса. Синхронное взаимодействие и подражание не видны невооружённым глазом, а улыбка – видна!

Исследователи обнаружили ещё одну любопытную особенность психической активности ребёнка. Малыш способен выделять закономерности в окружающей действительности и использовать их для достижения определённых целей. Дж. Брунер утверждает, что ребёнок активно ищет такие закономерности. С помощью специальной аппаратуры исследователь продемонстрировал возможность младенцев регулировать показ картинок на экране интенсивностью сосания бутылочки. Малыш изучает правила, которым подчиняются явления вокруг него, эти правила становятся основой для мотивации его собственных действий по достижению какой-либо цели. Кроме этого на выявленных закономерностях строится система внутренних ожиданий, мир становится для крохи всё более предсказуемым.

Сразу после рождения ребёнок высокочувствителен к окружающей его психологической атмосфере. Новорожденный кроха способен избирательно реагировать на людей. Наиболее важным для него является присутствие и эмоциональное благополучие мамы.

Итак, видим, что ни о какой неприспособленности речь не идёт. Более того, думаю, что малыш идеально подготовлен к жизни в той среде, в которую он попадает после рождения. Кажущаяся незрелость его органов, систем и их функций на самом деле не что иное, как оптимальное соответствие их требованиям родов и адаптации в новых условиях. А некоторым способностям новорожденного взрослому человеку остаётся только позавидовать. Природа мудра, и Ваш малыш пришёл в мир, чтобы жить, а не балансировать на краю жизни.


Источник: http://garmoniya.info/cgi-bin/page.pl?part=childhood&page=vozm